Абстрактные отличительные черты
Когда мы узнаем присущие категориям, мы также знакомимся с определенными примерами или образцами той категории, которую мы на данный момент рассматриваем. Таким образом, во многих случаях мы разносим объекты и людей по категориям на основе собственного мнения о том, напоминают ли они образцы данных категорий или нет. Например, если вы оцениваете нового партнера как возможного любовника или любовницу на длительный срок, вы обычно сравниваете его или ее не только с вашим прототипом идеального друга или подружки, но также и со «старой любовью», в особенности с бывшими «пассиями», которые лучше: когда-то заставляли биться ваше сердце сильнее Как можно заметить, мы полагаемся на сложное сочетание способов различения и классификации людей и их поведения. Когда мы владеем очень малым объемом информации, мы, скорее всего, обратим наш взор на прототипы определенных категорий (например, на то, что представляет собой типичный офицер полиции). Когда в нашем распоряжении имеется больше информации, мы будем использовать как образцы, так и прототипы, для того чтобы понять конкретного человека (например, что представляют собой соседи по общежитию вообще и что представлял из себя человек, живший с вами в одной комнате в прошлом году) Для хорошо знакомых категорий мы обычно используем максимально сформировавшиеся и формальные схемы (Sherman, Klein, 1994).Итак, мы рассмотрели восприятие как вполне рациональный процесс получения информации о других людях и ее организации в соответствии с определенными принципами. Наши цели и чувства по отношению к другим людям также оказывают влияние на то, какую информацию мы отбираем. Одним из факторов, влияющих на процесс сбора информации о других людях, являются цели, которые мы ставим перед собой при взаимодействии с ними. В одном из исследований, проведенном Клейном и Кундой (Klein, Kunda, 1992), участникам было сообщено, что другой студент будет выступать в качестве их партнера или оппонента в предстоящей игре. Те, кто ожидал, что другой студент будет их партнером, видели его как человека, обладающего очень высокими способностями, в то время как те, кто считал его своим оппонентом, были склонны рассматривать его как человека с низкими способностями. После взаимодействия с этим студентом в ходе специально смоделированного шоу-викторины, во время которого студент на одни вопросы давал правильные ответы, а на другие — неправильные, впечатления участников исследования согласовывались с их ожиданиями. Те, кто рассматривал студента как своего партнера, считали его более сообразительным, а те, кто относился к нему как к оппоненту, — менее. Это происходило даже несмотря на то, что в обоих условиях студент давал абсолютно одинаковые ответы.