Эффект прайминга

Эффект праймингаОн иллюстрирует важный момент процесса познания, а именно то, что он в значительной мере имплицитен. Во многих случаях проявление нашего прошлого опыта может пробудить чувства, мысли или вызвать определенные действия в отношении социальных объектов в конкретных ситуациях, и мы не осознаем влияние этого воздействия (Greenwald, Banaji, 1995). Этот процесс отсылает нас к имплицитному познанию, включающему суждения, действия и решения, которые находятся под контролем автоматически активизируемой оценки без осознания этого самим человеком. В качестве примера мы можем назвать прайминг. На выбор схемы для интерпретации информации, поступающей из окружающей действительности, а также на количество используемых схем может влиять значимость обрабатываемой информации. Когда обстоятельства формирования суждения не представляют большого значения, люди могут формировать схематические суждения довольно быстро, лишь слегка задумываясь над ними. Они могут, к примеру, задействовать какую-либо схему, основываясь на том, какая информация наиболее заметна. Но в тех случаях, когда результат суждения имеет большое значение или когда человек несет ответственность за свое суждение, он может потратить больше времени, изучая ситуацию, и задействовать больше схем, что приводит к формированию более сложных суждений Например, когда кого-то интересует ваше мнение о вашем однокласснике, вы можете довольно быстро ответить, что он производит приятное впечатление, если ваше суждение об этом человеке не имеет для вас никакого определенного значения. Однако, если вы пытаетесь решить, не пригласить ли этого одноклассника на свидание, вы, вероятно, потратите больше времени, обдумывая, что вы знаете об этом человеке, для того чтобы решить, весело с ним проводить время или нет, привлекателен ли он, приятен ли в общении и выказывает ли он какой-либо интерес к вам. Соответственно ваши суждения могут быть более сложными, основанными на более чем одной схеме.

Похожие записи

  • 28.04.2014 Категоризация Такие социальные категории, как пол, расовая принадлежность или социальное положение, также оказывают влияние на наше восприятие. Люди не реагируют на отличительные стимулы как на […]
  • 06.05.2014 Информация, не соответствующая нашим впечатлениям Она часто остается в памяти. Вряд ли вы быстро забудете о том негативном впечатлении, которое сложилось у вашего знакомого о вашем соседе. Почему это происходит? Потому что для того, чтобы […]
  • 11.05.2014 Проверка, подтверждающая гипотезу Мы получаем информацию о других людях различными способами. Мы можем что-то слышать о них до того, как познакомимся с ними, или получить какие-то представления о том, к какому типу людей […]