Эвристика доступности

Эвристика доступностиНасколько часто, катаясь на лыжах, люди ломают ногу? Какое количество студентов колледжей специализируется в психологии? Эти вопросы касаются частотности события или вероятности того, что определенное событие произойдет. Обычным способом, к которому прибегают люди, отвечая на подобные вопросы, является использование приходящих на память примеров. Если вы подумаете о том, что среди ваших друзей и знакомых много студентов, специализирующихся на психологии, то вы можете предположить, что таких студентов в университетском городке много. Или если вы вспомните нескольких людей, получивших перелом ноги при катании на лыжах, то вы можете предположить, что шанс сломать ногу, катаясь на лыжах, довольно высок. Использование в качестве руководства при формировании суждений быстро приходящих на память примеров или информации, которую вы можете быстро вспомнить, называется эвристикой доступности Так же как в случае с эвристикой репрезентативности, для решения данной задачи требуется выполнение небольшой когнитивной работы. Если для вас не составит труда подумать о ваших знакомых, специализирующихся в психологии, вы, возможно, предположите, что многие студенты колледжей имеют такую же специализацию; однако если вы постараетесь вспомнить примеры, иллюстрирующие специализацию в психологии, вы можете сделать вывод, что только небольшое количество студентов специализируется по этому предмету Во многих случаях использование эвристики доступности приводит к правильным ответам. В конце концов, когда примеры чего-либо легко возникают в памяти, это происходит, скорее всего, потому, что их очень много. Следовательно, доступность часто служит показателем частотности. Тем не менее факторы, вносящие искажение, могут повысить или понизить доступность какого-либо явления или события, не изменяя их действительную частотность. Например, если вы специализируетесь на психологии, и многие ваши друзья и знакомые также могут иметь подобную специализацию, соответственно^ вас не должно возникнуть значительных трудностей при припоминании примеров, соответствующих данной специализации. Вполне вероятно, что в связи с этой склонностью ваших друзей вы переоцените частоту специализации студентов в психологии. И наоборот, другая студентка, которая специализируется в химии и проводит большую часть своего времени с химиками или физиками, возможно, недооценит количество молодых людей, чьей специализацией является психология, потому что она не сможет вспомнить достаточное количество примеров таких студентов. Таким образом, эвристика доступности позволяет вам отвечать на вопросы, касающиеся количества и частотности, на основании того, насколько быстро и легко могут быть извлечены из памяти соответствующие примеры. Ответ определяется тем, с какой легкостью процесс может быть завершен, или тем, какой объем информации может быть быстро восстановлен в памяти

Похожие записи

  • 12.05.2014 Информация, противоречащая схеме Иногда вспоминается лучше, чем информация, которая ей соответствует. Вероятность этого особенно высока в тех случаях, когда человек обладает слаборазвитой или слишком хорошо развитой […]
  • 04.05.2014 Схемы помогают формировать суждение автоматически Еще одной важной особенностью схематической обработки информации является то, что формирование некоторых суждений, связанных со схемами, может происходить почти автоматически, без […]
  • 29.04.2014 Этика исследований В конце 1950-х и начале 1960-х годов многие люди стали высказывать обеспокоенность этической стороной исследований, проводимых с участием людей в качестве испытуемых. До некоторой степени […]
Галерея
Group of business people. Isolated over white background 7802 9316 9391 9741
Интересные записи