Эвристика репрезентативности

Эвристика репрезентативностиНа самом ли деле Джон, новый ученик вашего математического класса, такой неисправимый романтик, каким кажется, или он — ловелас и не пропустит ни одной встречной женщины? Является ли Линда тем надежным человеком, которому можно доверить выполнение части совместного проекта, или ее одержимость деталями будет только замедлять работу? Процесс идентификации людей или событий в соответствии с образцами определенной схемы лежит в основе всех социальных суждений и поведения в целом. Ответ на вопрос: «Что это такое?» должен быть получен до того, как будет выполнено любое другое когнитивное задание. Эффективная мыслительная стратегия, получившая название Эвристики репрезентативности, Предоставляет нам возможность быстро выполнить данное задание и получить ключ активации. В основном эвристика репрезентативности сопоставляет информацию, поступающую из внешней среды, со схемами для установления вероятности того, что данное сочетание — подходящее. Рассмотрим следующее описание: «Стив очень застенчив и замкнут, неизменно готов помочь другим, но его мало интересуют люди и реальный мир. Кроткая и чистая душа, он испытывает потребность в порядке и структурированности и обладает страстью к мелочам» (Tversky, Kahne-mann, 1974). А теперь предположим, что вас попросили высказать предположение о том, чем занимается Стив. Кто он: фермер, цирковой клоун, библиотекарь, жулик или педиатр? Обладая соответствующей информацией об определенных личностных характеристиках людей, занимающихся данными видами деятельности, человек может предположительно установить вероятность того, что перед ним кроткий клоун, анатомия розы, застенчивый жулик и так далее. Однако выполнение этого задания, скорее всего, потребует много времени и, несомненно, необходимой информации, на основании которой можно формировать данные суждения, будет не хватать. В подобных случаях эвристика репрезентативности предоставляет нам возможность быстрого решения. Человек принимает решение о том, Вписывается Ли Стив в образ усредненного человека, представляющего каждый род занятий, и в соответствии с этим формирует свое суждение о роде его занятий. Студенты, которым было предложено это задание, чаще всего говорили, что Стив — библиотекарь, потому что в его описании указаны характеристики, стереотипно ассоциирующиеся с библиотекарями

Похожие записи

  • 17.05.2014 Суждения ковариации Кроме собирания информации воедино для формирования ясных впечатлений о людях и событиях нас также беспокоит выявление того, «что связано с этим» в социальной жизни. Многие наши убеждения […]
  • 11.05.2014 Эвристика доступности Насколько часто, катаясь на лыжах, люди ломают ногу? Какое количество студентов колледжей специализируется в психологии? Эти вопросы касаются частотности события или вероятности того, что […]
  • 27.05.2014 Индивидуальные различия Не все люди интерпретируют одну и ту же информацию одинаково. Одна из причин этого заключается в том, что разные люди обладают разными схемами. Например, один человек может описывать […]