Когда используются схемы?

Когда используются схемы?Схемы имеют большое значение, потому что помогают быстро осмысливать свой опыт. Если бы мы подходили к каждой ситуации так, словно сталкиваемся с ней впервые, мы бы зашли в тупик и наша повседневная жизнь стала бы просто невозможной. Таким образом, схемы являются продуктом нашего социального научения; они представляют собой социальные категории, которые мы используем для того, чтобы осмыслить поведение людей, с которыми мы встречаемся, и ситуации, в которые мы попадаем. Как мы уже отмечали, в схематической обработке информации есть определенные недостатки. Иногда на основе наших схем мы формируем неправильные предположения о людях и ситуациях. Если бы мы могли обратить больше внимания на имеющуюся в нашем распоряжении информацию, вместо того чтобы делать скоропалительные заключения на основе наших схем, определенных ошибок можно было бы избежать. Например, во многих ситуациях отнесение нами другого человека к таким категориям, как «крикун», «чрезмерно самоуверенный», «высокомерный» и «консервативный», может не иметь большого значения, но если этот человек приходится отцом девушке, с которой вы надеетесь встречаться, вы, возможно, обратите более пристальное внимание на его качества и мнения. Различие между быстрым, основанным на эвристике использованием схем и аккуратным, систематическим и тщательным формированием суждений на основе фактов иллюстрирует важную тему, занимающую социальных психологов, а именно: наличие как минимум двух совершенно разных способов, при помощи которых люди могут формировать свои суждения. Этот процесс получил название модели двух процессов формирования суждения. В соответствии с этой моделью, люди могут обрабатывать информацию в эвристической форме, предполагающей использование схем и не требующей больших усилий, или же в систематической форме, требующей когнитивного осмысления, основанного на использовании фактов определенной ситуации. При каких обстоятельствах мы обращаем большее внимание на схемы и меньшее на факты, которыми располагаем, и в каких ситуациях поступаем наоборот?

Похожие записи

  • 17.04.2014 Теории научения Центральная идея теории научения состоит в том, что поведение человека в настоящем определяется его предшествующим опытом. В любой заданной ситуации человек учится определенному поведению, […]
  • 07.06.2014 Теория социального обмена Она анализирует межличностное взаимодействие на основе затрат и выгод каждого человека, определяемых теми возможными способами, при помощи которых человек вступает во взаимодействие. […]
  • 06.06.2014 Тенденциозность схем Все указанные преимущества схематической обработки информации неразрывно связаны с ее недостатками, и многие из них становятся причиной ошибок и искажений, о которых говорилось в начале […]
Галерея
Group of business people. Isolated over white background 7802 9316 9391 9741
Интересные записи