Компетентность и общительность

Компетентность и общительностьСуждения, которые мы формируем в отношении других людей на основе характерных черт, определяются двумя важными измерениями. Нам свойственно оценивать других людей с точки зрения качеств, влияющих на успешность выполнения заданий или умственных способностей, а также с точки зрения их межличностных или социальных качеств (Kim, Rosenberg, 1980). Но, несомненно, в пределах этих общих измерений мы формируем более детальные впечатления или суждения о человеке, например каковы его отношения с родителями в сравнении с его отношениями с друзьями или каковы его успехи в физике в сравнении с музыкой. Основные черты. Немало дискуссий вызывает вопрос о том, являются ли некоторые характерные черты главными в сравнении с другими чертами. Например, пара таких характерных черт, как «сердечный—равнодушный», часто ассоциируется с большим количеством других характеристик, в то время как пара «вежливый-грубый» ассоциируется всего лишь с несколькими. Характерные черты, вызывающие ассоциации со многими другими характеристиками, получили название Основных характерных черт В классическом примере демонстрации значения характерных черт предоставил студентам психологических курсов описание личностных характеристик приглашенного преподавателя до того, как тот провел свое выступление. Половине студентов было дано описание, которое содержало слово «сердечный», а другой половине охарактеризовали докладчика как «равнодушного»; в отношении всего остального списки были идентичными. Затем преподаватель вошел в аудиторию и в течение 20 минут читал лекцию, после чего студентов попросили рассказать о своих впечатлениях об этом человеке. Результаты представлены Между впечатлениями, сформировавшимися у студентов, которым сказали, что данный преподаватель сердечен, и у тех, которым его описали как равнодушного, были выявлены значительные различия. Кроме того, студенты, ожидавшие, что преподаватель проявит сердечность, проявили тенденцию к более свободному взаимодействию с ним и более частому вступлению в диалог. Различные описания оказали влияние не только на впечатления студентов о данном преподавателе, но и на их поведение при общении с ним. Устойчивость характеристик. Как только мы формируем суждения о значении поведения другого человека, они начинают жить своей собственной жизнью. Например, мы можем вспомнить свое впечатление о друге как о добром и заботливом человеке спустя длительное время после того, как уже забыли о том конкретном случае, когда он помог пожилому человеку перейти улицу Когда вас спрашивают о том, насколько добрый и заботливый человек ваш друг, вы, скорее всего, обратитесь к своему априорному суждению о его характерных чертах, чем к какому-то определенному событию Таким образом, суждения о характерных чертах формируются быстро, спонтанно, на основе минимальной информации о человеке, а затем часто сохраняются в течение долгого времени уже после того, как забывается информация, на которой они были изначально основаны.

Похожие записи

  • 18.05.2014 Эволюционная социальная психология Она выдвигает ряд основных положений Многие поведенческие тенденции и предпочтения человека — это результат естественного отбора. Они известны как Механизмы психологического […]
  • 16.05.2014 Эволюционная социальная психология Эволюционная социальная психология, являясь развивающимся направлением, применяет принципы эволюционного и естественного отбора к пониманию человеческого поведения и социальной жизни […]
  • 30.04.2014 Когда одного человека путают с другим Как часто вы называете другого человека неправильным именем? Возможно, во время беседы со своим преподавателем вы случайно назвали его «папой». Или вы могли назвать своего нового приятеля […]