Оценочный показатель

Оценочный показательНаиболее важным и сильным аспектом первых впечатлений является оценивание. Нравится нам человек или нет? Говоря более формальным языком, наиболее важен среди небольшого числа основных показателей, организующих наши целостные впечатления о других людях. Этот момент был продемонстрирован в классическом исследовании, которое провели Осгуд, Сучи и Танненбаум с использованием методики измерения, называемой семантическим дифференциалом. При проведении данного исследования участникам предоставили список характерных черт, сгруппированных попарно, и попросили указать, какая характерная черта наиболее точно описывает определенных людей и предметы. Список был составлен из таких пар характеристик, как счастливый-грустный, хороший-плохой, сильный-слабый и теплый-холодный. Большинство оценок сводились к трем основным измерениям: оценивание (хороший—плохой), сила (сильный-слабый) и активность (активный-пассивный). Когда определенный человек или предмет оценивался с точки зрения этих трех показателей, дополнительные оценки давали лишь небольшое количество новой информации. Другими словами, если мы знаем, что кто-то оценивает «мать» как очень хорошую, достаточно сильную и немного пассивную, лишь немного больше мы можем узнать об образе «матери», обратившись к дополнительным оценкам. Определяющая роль трех основных показателей четко прослеживается в восприятии представителей многих отличающихся друг от друга культур Из всех трех измерений оценивание — это важнейший показатель, лежащий в основе восприятия; сила и активность играют менее значительные роли.

Похожие записи