Позитивная пристрастность
Общая оценочная ошибка в восприятии человека заключается в том, что мы склонны давать людям позитивные оценки — явление, получившее название позитивная пристрастность ) Например, в ходе одного исследования студенты дали благоприятную оценку 97% преподавателей своего колледжа (следует заметить, что по оценочной шкале это выше «среднего»), несмотря на то что их впечатления, полученные во время классных занятий, были самыми разнообразными (Sears, 1983а). Подобным же образом опросы общественного мнения показывают, что независимые политические лидеры чаще получают одобрение своих действий, чем выслушивают критику Существует несколько гипотез о том, почему люди оцениваются столь благоприятно. Одна гипотеза проистекает из того, что Бучер и Осгуд назвали «принципом Поллианна» (Pollyanna Principle) Они высказали предположение, что люди чувствуют себя лучше в окружении хороших вещей, чудесных людей, испытывая приятные впечатления, наслаждаясь хорошей погодой и т. д. Отсюда результат: в большинстве случаев ситуации оценивается «выше среднего», приятные события кажутся более распространенными, чем неприятные; о хороших новостях сообщают чаще, чем о плохих; а приятные слова запоминаются более точно и распознаются быстрее, чем неприятные. В результате этого в широком многообразии культур и контекстов позитивные слова более распространены, чем негативные. При оценивании других людей возникает эффект позитивной пристрастности, который описывает как Искажение «человек-позитивность» Люди ощущают свое сходство с другими людьми в большей степени, чем с безличными объектами, и в связи с этим дают людям более благоприятные оценки. В реальности эффект позитивной пристрастности действует при оценивании отдельных людей и не столь четко проявляется, когда оцениваются безличные предметы