Принцип усреднения

Принцип усредненияБольшинство наших впечатлений не являются целиком положительными или целиком отрицательными, а представляют собой смесь различающихся по валентности и содержанию впечатлений. Каким образом мы собираем воедино отдельные фрагменты информации о человеке для формирования простого общего впечатления? По-видимому, мы руководствуемся Принципом усреднения (Anderson, 1965). Например, предположим, что Сьюзен только что познакомилась с Джоном, с которым у нее было назначено «свидание вслепую». Она быстро понимает, что он остроумен, умен и обходителен, но очень маленького роста и плохо одет. Девушка обрабатывает эту информацию, оценивая, насколько положительными или отрицательными она считает эти характерные черты. Предположим, ее попросили оценить эти черты по шкале от +10 (очень положительная) до -10 (очень отрицательная). Она может считать остроумие и ум очень благоприятными качествами и дает каждому из них максимальную оценку (+10), что обходительность довольно благоприятна (+4), что маленький рост несколько неблагоприятен (-5), а то, что Джон плохо одет — очень неблагоприятно (-9). Как показывает модель усреднения, представленная в табл. 3.2, Джон мог бы получить общую оценку, которая приблизительно соответствует среднему показателю по пяти характерным чертам, т. е. он был бы воспринят умеренно положительно (+2). Высказываются также предположения, что суждения формируются на основе аддитивного принципа, заключающегося в том, что люди объединяют отдельные фрагменты информации, добавляя оценки в баллах, а не усредняя их. Основное различие имеет место тогда, когда человек сталкивается с двумя фрагментами информации, находящимися по одну сторону от нулевой линии, притом что один из них более ярок, чем другой. Предположим, что Джон очень понравился Сьюзен (+6), но затем она узнала о нем нечто новое, что является всего лишь слегка благоприятным, например что он «предусмотрителен» (+1). В соответствии с принципом усреднения в результате он должен понравиться ей немного меньше, потому что средняя оценка (+3,5) ниже, чем первоначальная (+6). Однако в соответствии с аддитивным принципом он понравится Сьюзен еще больше, потому что прибавление любой позитивной информации к уже существующему положительному впечатлению делает это впечатление еще более благоприятным.

Похожие записи

  • 26.05.2014 Многообразие населения Америки В социально-психологических исследованиях чаще всего участвуют белые студенты колледжей. Подобные выборки слишком ограниченны. Расхождение между опытом белых образованных молодых людей и […]
  • 25.05.2014 Какую информацию мы используем? Наши знания и ожидания, касающиеся других людей, определяются теми впечатлениями, которые мы о них формируем. Один взгляд на фотографию или на человека, переходящего улицу, дает нам […]
  • 29.05.2014 Проведение архивного исследования При ученый использует данные, собранные ранее для какой-либо другой цели. Например, в 1940-х годах исследователи пытались выяснить, связано ли насилие по отношению к чернокожим американцам […]
Галерея
Group of business people. Isolated over white background 7802 9316 9391 9741
Интересные записи