Теории и методы социальной психологии
Третьим механизмом научения является научение Через Наблюдение. Люди часто учатся социальным установкам и поведению, просто наблюдая за другими людьми, определяемыми термином «модели». Дети учатся региональным и этническим особенностям речи, слушая разговоры окружающих. Подростки могут приобрести свои политические установки, слушая разговоры родителей во время избирательных кампаний. При научении через наблюдение важным источником информации служат другие люди. Научение через наблюдение может происходить без какого-либо внешнего подкрепления. Однако на решение, демонстрировать ли поведение, усвоенное в процессе наблюдения, или нет, влияют последствия этих действий. Например, маленький мальчик может много узнать о куклах, наблюдая за своими сестрами, но не проявлять желания играть с ними сам, потому что его родители, придерживающиеся традиционных взглядов, говорят: «Мальчики не играют с куклами». Имитация, или моделирование, происходит, когда человек не только наблюдает, но и фактически копирует поведение модели. Подход, присущий данной теории, подразумевает поиск причин поведения в прошлой истории научения индивида. Обращаясь к примеру Ларри, стреляющего в полицейского, мы могли бы узнать, что в его предыдущих столкновениях с полицией ее сотрудники были невежливы, грубы, враждебны, проявляли подозрительность и черствость. Вероятно, в прошлом с Ларри произошло нечто, что подкрепляет его связанные с насилием реакции на ситуации, в которых присутствует конфликт с властями. Или, возможно, его отец в своих действиях часто использовал насилие, что научило Ларри имитировать насильственную модель поведения. Ученые, занимающиеся теорией научения, особенное внимание уделяют прошлому опыту и меньшее — деталям текущей ситуации.