Теории научения

Теории наученияЦентральная идея теории научения состоит в том, что поведение человека в настоящем определяется его предшествующим опытом. В любой заданной ситуации человек учится определенному поведению, которое по прошествии времени может стать привычкой. Попадая в похожую ситуацию, человек склонен вести себя привычным способом. Например, когда на светофоре загорается красный свет, мы обычно останавливаемся, потому что именно так мы научились реагировать в прошлом. Примененный к социальной психологии Альбертом Бандурой (Ban-dura, 1977) и другими исследователями, этот подход получил название теории социального научения. Существуют три главных механизма, при помощи которых происходит научение. Один из них — ассоциация, или классическое формирование условных рефлексов. Собаки Павлова научились выделять слюну при звуке звонка, потому что каждый раз, когда раздавался этот звук, им давали пищу. Через некоторое время они начинали выделять слюну при звуке звонка даже в отсутствие мяса, потому что ассоциировали с ним этот звук. Люди иногда учатся эмоциям посредством ассоциации. После особенно болезненного посещения зубного врача простое упоминание слов «зубной врач» или любой звук, напоминающий работу сверла, может вызвать раздражение. Вторым механизмом научения является подкрепление, принцип, изучением которого занимался, в частности, Б. Ф. Скиннер. Люди учатся вести себя определенным образом, потому что за этим последует некое приятное или способное удовлетворить их потребность действие (или они учатся избегать какого-либо поведения, которое сопровождается неприятными последствиями). Ребенок может научиться помогать другим людям, потому что родители хвалят его за то, что он делится с другими детьми своими игрушками, или одобрительно улыбаются, когда он предлагает помощь в работе по дому. Или ученик старших классов может научиться не возражать на занятиях своему преподавателю математики, потому что каждый раз, когда он это делает, преподаватель хмурится, выглядит раздраженным и резко высказывается в ответ.

Похожие записи

  • 24.04.2014 Мысленная имитация Она имеет особое значение для формирования суждений о ситуациях, потому что она позволяет нам заглянуть в будущее. По существу, она дает нам возможность использовать собственные […]
  • 02.05.2014 Счастливые люди При принятии решений экспансивны, более ориентированы на себя и импульсивны. Благодаря этому они быстро принимают решения, быстро работают, выполняя простые задания, устанавливают более […]
  • 11.06.2014 Корреляция между полом и агрессивным поведением Например, многие исследования продемонстрировали; эти исследования определили, что мальчики более агрессивны, чем девочки. В данном случае мы можем быть уверены в том, что агрессивное […]