Теории научения

Теории наученияЦентральная идея теории научения состоит в том, что поведение человека в настоящем определяется его предшествующим опытом. В любой заданной ситуации человек учится определенному поведению, которое по прошествии времени может стать привычкой. Попадая в похожую ситуацию, человек склонен вести себя привычным способом. Например, когда на светофоре загорается красный свет, мы обычно останавливаемся, потому что именно так мы научились реагировать в прошлом. Примененный к социальной психологии Альбертом Бандурой (Ban-dura, 1977) и другими исследователями, этот подход получил название теории социального научения. Существуют три главных механизма, при помощи которых происходит научение. Один из них — ассоциация, или классическое формирование условных рефлексов. Собаки Павлова научились выделять слюну при звуке звонка, потому что каждый раз, когда раздавался этот звук, им давали пищу. Через некоторое время они начинали выделять слюну при звуке звонка даже в отсутствие мяса, потому что ассоциировали с ним этот звук. Люди иногда учатся эмоциям посредством ассоциации. После особенно болезненного посещения зубного врача простое упоминание слов «зубной врач» или любой звук, напоминающий работу сверла, может вызвать раздражение. Вторым механизмом научения является подкрепление, принцип, изучением которого занимался, в частности, Б. Ф. Скиннер. Люди учатся вести себя определенным образом, потому что за этим последует некое приятное или способное удовлетворить их потребность действие (или они учатся избегать какого-либо поведения, которое сопровождается неприятными последствиями). Ребенок может научиться помогать другим людям, потому что родители хвалят его за то, что он делится с другими детьми своими игрушками, или одобрительно улыбаются, когда он предлагает помощь в работе по дому. Или ученик старших классов может научиться не возражать на занятиях своему преподавателю математики, потому что каждый раз, когда он это делает, преподаватель хмурится, выглядит раздраженным и резко высказывается в ответ.

Похожие записи

  • 17.05.2014 Отбор участников исследования На каком основании исследователи решают, каких людей изучать? Одним из основополагающих моментов является то, что конкретное исследование должно проводиться с теми людьми, информацию о […]
  • 05.05.2014 Зависимая переменная — агрессивное поведение В исследовании Хартманна— была искусственной: она определялась силой электрического разряда, применяемого в ситуации «учитель—обучаемый», также специально созданной для проведения […]
  • 27.05.2014 Индивидуальные различия Не все люди интерпретируют одну и ту же информацию одинаково. Одна из причин этого заключается в том, что разные люди обладают разными схемами. Например, один человек может описывать […]
Галерея
Group of business people. Isolated over white background 7802 9316 9391 9741
Интересные записи